В апреле 2022 года была определена рыночная стоимость акций птицефабрики «Бархатовская» в размере 1,07 млрд руб., был проведен соответствующий аукцион. Задаток для участия в этом аукционе составлял 214 млн руб. Однако птицефабрику не удалось продать из-за отсутствия заявок. В данный момент 100% акций птицефабрики находится в собственности края.
Директор консалтинговой компании «НЭО» Елена Варламова сказала, что считает данный лот интересным для опытного отраслевого участника. Отсутствие заявок на приобретение на прошлом аукционе она связывает с изначально завышенной ценой лота. «Считаем, что в этот раз аукцион должен состояться, так как цена продажи, по нашему мнению, отражает рыночную стоимость. Но нужно смотреть на текущее состояние производственных активов птицефабрики и необходимость дополнительных инвестиций», — отметила эксперт.
Она добавила, что исторически рынок яиц в России показывает стабильно высокий уровень потребления на внутреннем рынке, но за счет экспорта он демонстрирует прирост производства год к году. С 2012 года экспорт яйца из России увеличился в два раза, эта тенденция будет сохраняться и дальше, уверена Варламова. Поэтому она считает необходимым повышение мощности действующих предприятий и открытие новых для равномерного производства яйца в разных регионах страны. «Яйцо — это социально важный продукт и необходимо, чтобы внутренний рынок был обеспечен им в каждом регионе», — добавила она.
По словам исполнительного директора компании «Ринкон Менеджмент» Константина Корнеева, такие объекты создавались и работают исключительно как предприятия, снабжающие региональные центры. «Смысл их существования не в высокой эффективности, а именно в доступности и свежести продукции. Поэтому такие предприятия существуют только в том случае, если у них есть развитая локальная клиентская база, которая гарантирует сбыт продукции. В противном случае они проигрывают производителям из других регионов, где показатели эффективности выращивания и себестоимость производства ниже», — прокомментировал он.
Рынок пищевого яйца в России достаточно хорошо сбалансирован, что позволяет поддерживать баланс между удовлетворением спроса потребителей и рентабельностью отрасли, продолжает Корнеев. По мнению эксперта, новый инвестор неизбежно столкнется с необходимостью предоставления ценового дисконта, потому что рынок яйца устроен так, что оно может перевозиться на достаточно большие расстояния. «Выход на рынок неизбежно заставит предприятие вытеснить с рынка действующих поставщиков, которые могут быть из других регионов. Это можно сделать только за счет ценового дисконта», — отметил Корнеев. По его мнению, в такого рода предприятия сейчас могут заходить только профильные инвесторы с собственными средствами. Это объясняется тем, что ключевая ставка достаточно высокая для инвестиционных проектов.
Птицефабрика «Бархатовская» является одним из крупнейших производителей яиц в Красноярском крае, в 35 км от города Красноярск. Предприятие занимает второе место в регионе по объему производства яиц. Около 50% продукции птицефабрики реализуется на территории Красноярского края. Еще 40% отправляется на Дальний Восток и в регионы Восточной Сибири, 10% — в европейскую часть России. Ежедневно компания производит более 600 тыс. яиц, в год — свыше 200 млн штук.