Для полноценного использования всех возможностей нашего сервиса необходимо заполнить и подтвердить обязательные поля в вашем профиле:
Благодарим за уделённое внимание!
26-28 ноября 2019 года в Хошимине (Вьетнам) с участием помощника руководителя Россельхознадзора Артема Даушева состоялась третья встреча постоянной группы экспертов по АЧС в Азии (под эгидой Всемирной программы контроля трансграничных заболеваний (GF-TADs), а также четвертый практический семинар по контролю болезней свиней
Интерес к данной встрече, участие в ней глав ветеринарных служб практически всех стран региона, а также представителей МЭБ и ФАО определяется тем, что в странах Азии сосредоточено около 80 % миллиардного мирового поголовья свиней. Свыше 500 миллионов голов свиней насчитывается в Китае.
Разрушительные последствия от распространения АЧС, помимо Китая, в настоящее время испытывают такие страны как КНР, Вьетнам, Филиппины, Камбоджа, Лаос. По некоторым оценкам, с августа прошлого года в КНР уничтожено около половины поголовья свиней, а цены на свинину за этот период выросли в два раза.
В чем заключается сложность борьбы с АЧС в Азии
Прежде всего, это – огромное количество свиней в мелких хозяйствах граждан, не имеющих надлежащего уровня биологической защиты. Кооперативная система ведения хозяйства и слаборазвитая инфраструктура убоя и переработки свиней вынуждает владельцев перемещать на большие расстояния живых свиней на убой, сырую свиноводческую продукцию и корм, причем делается это практически бесконтрольно.
Вторая причина – слабо контролируемое, а в некоторых случаях и совсем бесконтрольное перемещение на большие расстояния потенциально опасных товаров (свиней, продукции свиноводства, кормов для свиней).
Дополнительно отягощает ситуацию повсеместная практика кормления свиней пищевыми отходами (в некоторых странах запрет на использование пищевых отходов для кормления животных существует, но не исполняется). В ряде стран пищевые отходы зачастую специально заготавливают и используют для кормления свиней, что также способствует распространению этого опасного заболевания.
Также к серьезным проблемам, усложняющим профилактику и борьбу с АЧС можно отнести:
- низкую осведомленность и недостаточный уровень знаний об опасности АЧС не только у фермеров, но и у ветеринарного персонала (просветительная работа, в первую очередь среди фермеров, должна вестись постоянно, так как это является важнейшим элементом ранней диагностики заболевания);
- нелегальную торговлю и перемещение опасной свиноводческой продукции из очагов заболевания, как внутри пострадавших стран, так и за их пределы, в т.ч. ввоз потенциально опасной продукции в ручной клади и багаже путешественников (для примера, австралийские делегаты сообщили, что в процессе тестирования изъятых в аэропортах и морских портах Австралии свиноводческих продуктов в 208 из 400 протестированных образцов, взятых от изъятых продуктов, был обнаружен геном вируса АЧС);
- недостаточное внимание к вопросу регулирования ограничения численности дикого кабана, (как один из ключевых факторов в распространении АЧС) в странах, где имеются значительная популяция этих животных;
- пренебрежительное отношение к вопросам утилизации биологических отходов, уничтожению зараженных свиней и продукции, что с учетом высокой устойчивости вируса АЧС к внешним факторам, способствует быстрому распространению вируса и сохранению его в природной среде.
С учетом вышеупомянутой специфики ведения свиноводства в странах азиатского региона, а также перечисленных основных причин распространения АЧС в странах Азии, участники встречи пришли к заключению, что основным направлением борьбы с эпизоотией и одной из ключевых тем, обсужденных во время мероприятия, должно стать повышение уровня биологической безопасности по всей производственной цепочке свиноводческих предприятий (фермы, бойни, перерабатывающие заводы, холодильные склады и т.д.).
Российский опыт борьбы с АЧС
В этом контексте, весьма положительно был воспринят уже длительно применяемый российской ветеринарной службой и доказавший свою эффективность комплексный подход по повышению уровня биологической защиты всех объектов, задействованных в производственном цикле.
Речь идет об одновременном применении регионализации территории страны, компартментализации предприятий и использовании электронной ветеринарной сертификации перемещаемой продукции. Указанный подход используется в России продолжительное время и успел показать свою эффективность.
Выводы: нужна система компартментализации
Группа экспертов пришла к согласию, что, учитывая размах эпизоотии, добиться высокого уровня биобезопасности в личных подсобных хозяйствах невозможно.
Необходимо последовательно консолидировать свиноводческое производство на коммерческих предприятиях крупного и среднего размера в регионах свободных от заболевания, применяя специальную систему компартментализации. Это позволит иметь уверенность в том, что на фермах используются только методы искусственного осеменения, происходит надежная сепарация популяций диких и домашних свиней, племенное и товарное поголовье свиней содержится в зоне наивысшей биобезопасности, а также в соблюдении всех обязательных методов предотвращения распространения АЧС.
Как показывает российский опыт интенсивное промышленное свиноводство в таких условиях позволяет решать главную социальную задачу, то есть производить достаточное количество свинины для населения. Выпадающие доходы на селе следует компенсировать путем поддержки альтернативных форм животноводства – птицеводства, кролиководства, а где позволяют земельные ресурсы, то и овцеводства, козоводства, мясного и молочного скотоводства.
Артем Даушев проинформировал собравшихся, что требования компартментализации, утвержденные Приказом Министерства сельского хозяйства России N 258 от 23 июля 2010 г., (наряду с регионализацией и электронной ветеринарной сертификацией), позволяют сдерживать АЧС в Российской Федерации, применяются повсеместно и доказали свою работоспособность, содействуя развитию свиноводческой отрасли и обеспечивая безопасность как внутренней, так и международной торговли.
Компартментализация помогает предотвращать распространение и других болезней, а Россельхознадзор готов делиться накопленным по данному вопросу опытом.
К сожалению, действующие в настоящее время нормы кодекса МЭБ, касающиеся компартментализации предприятий в целях противодействия распространению АЧС, прописаны недостаточно четко и нуждаются в доработке, что не позволяет консолидировать свиноводческую индустрию как для контроля за распространением АЧС внутри станы, так и для осуществления международной торговли.
В связи с этим, эксперты, участвовавшие в заседании, предложили с учетом опыта, полученного в России, дополнить и конкретизировать соответствующие статьи кодекса МЭБ, создав международное руководство по использованию компартментализации для сдерживания АЧС.
Источник: Россельхознадзор
Новости meatinfo – читайте в нашем телеграм канале Подписаться