Точка зрения. Реакцию Запада на возрождение российского сельского хозяйства можно назвать "хорошо организованным испугом"

Фильтры

Регион

Новости

Точка зрения. Реакцию Запада на возрождение российского сельского хозяйства можно назвать "хорошо организованным испугом"

Советнику министра сельского хозяйства РФ, заведующему сектором Института США и Канады РАН, профессору Борису Чернякову на днях исполнилось 70 лет. К юбилею у Бориса Абрамовича, известного специалиста по международным аграрным проблемам, вышла новая книга "Калифорнийская модель аграрного сектора США". Из беседы с ним стало известно о проблемах российского сельского хозяйства и его месте в глобальном аграрном пространстве.

- Борис Абрамович, ваш юбилей совпадает с важным периодом в развитии сельского хозяйства. Принят Закон и госпрограмма о развитии АПК, реализуется национальный проект. Как вы оцениваете шаги, предпринимаемые государством?

- Если говорить научным языком, то мы явно видим положительный тренд. Остановлена стагнация в отрасли. Выполнена системная работа, так как, наверное, впервые сельское хозяйство стало системно развиваться. Хотя нашей отрасли, все понимают, не присуща системность. Она эволюционна, сильно зависит от природных условий. Человек предполагает, а Бог располагает. Но все-таки удалось ввести системность, и в этом большая заслуга министра Гордеева. Все восемь предыдущих лет, которые Алексей Гордеев возглавляет Минсельхоз, ведомство готовило такую ситуацию. И под давлением аграрной элиты, аграрного лобби (очень важно, чтобы аграрное лобби у нас существовало) удалось отрасли войти в число приоритетных проектов. И тогда выяснилось, что аграрии лучше всех готовы к такой работе. Мы мечтали и надеялись, что нам начнут давать деньги, пусть в форме субсидированных кредитов, но реальные деньги. Мы впервые смогли четко сформулировать основные направления развития отрасли: развитие растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования и социальная программа.

- Можно сказать, что нацпроект появился вовремя?

- Мы, безусловно, опоздали. Но не в определении направлений, а в том, что в 90-е годы разрушили существующую материальную базу. На 75 процентов устарел парк сельхозмашин. Земля не получала помощи для нормального урожая, утрачивая естественное плодородие. Разрушилась инфраструктура села - дороги, коммуникации и др. Школы исчезли, и мы стали сельских детей ориентировать на город, на армию. Что-то потеряли и в традициях.

- Какие ожидания специалистов и людей?

- Я ожидаю подъема российского АПК на высокий цивилизованный уровень. Для этого есть все условия. Мы имеем больше всего земли на душу населения, имеем чистую и доступную воду, имеем достаточно дешевую энергетику. Имеем сохранившиеся трудовые ресурсы.

Госпрограмма, которая пришла вслед за Законом, определяет системное и многолетнее развитие отрасли. Теперь закон наполнился механизмами реализации и финансовой составляющей. Ведь ни один сельхоззакон в США не бывает лозунговым, под каждым пунктом стоят деньги. Тогда этот закон примут крестьяне. Сейчас мы имеем такую программу. Министр защитил программу с блеском на заседании правительства. С восторгом вспоминаю, как тогда министр слышал только похвалы и высокие оценки проделанной работы. Ведь всегда говорили, что "как изъян, так с крестьян", что "черная дыра". Впервые говорилось, что министерство работает системно.

- Что говорят о развитии нашего сельского хозяйства на Западе?

- Я бы назвал реакцию западных кругов "хорошо организованным испугом". Много лет они были уверены, что стагнация в России глубока и это процесс не обратимый. Падение шло резкое. Вывели из оборота 30 млн. гектаров пахотных земель. И на Западе успокоились, их эта ситуация устраивала. Далее рассчитывали с помощью ВТО окончательно раскрыть ворота на российский рынок, чтобы любой товар поступал. А субсидированный импортный товар всегда дешевле произведенного у нас, и это всегда будет выгодно. Россию хотели приврать в сырьевой аграрный придаток. Одна ученая дама как-то сказала, что в России умеют выращивать сено и его надо вывозить в Англию, где умеют производить мясо, а мы его будем покупать. Такая вот схема превратить нашу страну в вечную степь. И мы действительно к этому шли. Но вдруг в 1999 году этот кризис стали останавливать. Начали с птицеводства и за последние три года увеличили производство мяса птицы в разы. Сейчас мы стали конкурентоспособными на этом непростом рынке. И когда мы начали набирать "подкожный жирок", тогда крестьяне оказались способными пойти в банк и взять кредиты на развитие. Появились уже мощные фермерские хозяйства. Владельцы личных подсобных хозяйств заводят корову, коз и стаи птицы. Тогда Запад понял, что в России происходит что-то не запланированное ими.

Как ученый-американист я позволю себе помечтать и представить, что было бы, если в России применили только две американские программы по поддержке доходов фермеров (другие не будем вспоминать) в полном их финансовом объеме. За пять-семь лет мы могли бы достигнуть американских параметров аграрного производства. На Западе это прекрасно понимают и поэтому стремятся нас задушить в "жарких объятиях" ВТО, хотят продолжить открывать наши границы с помощью паритетных или непаритетных решений, "обрезают" районы для нашего экспорта. Считаю, что нынешний зарубежный испуг может перейти в некоторую панику с финансовым уклоном.

Российская аграрная газета

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее