О рабочем визите делегации Россельхознадзора в Португалию

Фильтры

Регион

Новости

О рабочем визите делегации Россельхознадзора в Португалию

В период с 4 по 6 июня с.г. делегация Россельхознадзора в составе начальника Отдела по работе с ВТО и другими международными организациями Никиты Лебедева и заведующего сектором анализа риска информационно-аналитического центра подведомственного Россельхознадзору ФГБУ «ВНИИЗЖ» Андрея Оганесяна, с рабочим визитом посетила Главное управление ветеринарии, фитосанитарии и продовольственной безопасности Министерства сельского хозяйства и моря Португальской республики.

Главными целями визита были: ознакомление со структурой и работой национальной ветеринарной службы, а также обмен опытом в борьбе с таким опасным инфекционным заболеванием как африканская чума свиней, с которым Португалия боролась в период с 1957 по 1993 годы (*включая спорадию 1999 года).

Современная история развития национальной ветеринарной службы Португалии включает две ключевые даты:

— 2007 год — выстраивание вертикальной структуры управления, когда региональные ветеринарные службы стали напрямую подчиняться центральному органу (генеральный директор управляет всеми специалистами);

— 2011 год — в компетенцию Главного управления ветеринарии влились фитосанитарный надзор и контроль пищевой безопасности продуктов питания, в результате слияния было образовано Главное управление ветеринарии, фитосанитарии и продовольственной безопасности. Стоит отметить, что в сферу компетенции данного Управления также входят обеспечение безопасности кормов для животных, ветеринарно-санитарный контроль аквакультуры, санитарный контроль продукции диких животных и лицензирование разведения и выращивания с/х животных, которые находятся в сфере компетенции Главного управления сельского хозяйства и развития села.

Данные преобразования были свершены с целью обеспечения безопасности всего цикла производства продукции питания — «от поля до вилки».

Имея горький опыт борьбы с особо опасными и трансграничными болезнями животных и прекрасно осозновая какой ущерб может вызвать занос и распространение опасного возбудителя заболевания или карантинного вредителя, ветеринарная и фитосанитарная служба осуществляет полноценный контроль как внутри Португалии так и на границах страны.

В отношении опыта борьбы с африканской чумой свиней на территории Португалии можно выделить несколько этапов. В первые, вирус АЧС был занесен на территорию страны в 1957 году, предположительно с пищевыми отходами с пассажирского самолета, прибывшего из Анголы. Это был вирус первого генотипа, который в последствии, распространился на всю территорию Португалии, а также некоторые страны Западной Европы. К середине 60-х годов эпизоотия на территории Португалии приняла катастрофические масштабы (* более 5000 очагов только на 65 год). Видя колоссальные убытки и нежелание владельцев животных информировать органы о случаях болезни, правительство в середине 70-х годов приняло решение о выделении компенсаций за уничтожаемых животных, расчет которых велся с учетом нескольких показателей, в том числе веса и племенной ценности, что вошло в качестве одной из мер борьбы в разрабатываемую государством программу по борьбе с АЧС.

Видя успешность и эффективность применения данной программы, ЕС в 80-е годы решил оказать финансовую помощь Португалии. Результатом работы программы стало сведение количества очагов к 1992 году до нуля, а в 1993 страна была объявлена свободной от заболевания. Стоить отметь, что за всю историю борьбы с АЧС в Португалии был зарегистрирован лишь один случай заболевания диких кабанов и за счет осуществления жесткого контроля популяции диких животных (с привлечением охотников) им удалось предотвратить распространение заболевания в дикой природе, к середине 80-х годов популяция кабанов начала восстанавливаться за счет миграции из соседней Испании.

Подводя итоги успешной борьбы с АЧС на своей территории, португальской стороной была отмечена:

— высокая важность и первостепенное значение создания «Координационного межведомственного штаба по борьбе с АЧС», глава которого отчитывается напрямую перед первыми лицами Правительства;

— важность контроля в популяции диких животных;

— необходимость сотрудничества между ветеринарными органами, охотниками, владельцами мелких ферм и крупного бизнеса, их единства в целях борьбы и в действиях;

— своевременность и разумность компенсации потерь (последствий АЧС);

— своевременность реагирования и принятия мер борьбы, а также их полнота;

— динамичность программы по контролю и борьбе с заболеванием, которая достигается за счет создания реестра животных, в котором отражены как профиль хозяйства, так и поголовье, причем обновление реестра проводиться 3 раза в год;

— необходимость постоянного действия на опережение распространению заболевания;

— адекватность и полезность применения зонирования в стране, как это было сделано в Португалии — с учетом естественных барьеров за счет наличия 2 полноводных рек Тежу и Дору, делящих страну на 3 части;

— первостепенность оказания поддержки крупным предприятиям с высоким зоосанитарным уровнем (*предприятия, в том числе и мелкие фермы имеющие менее 3 голов, не способные поддерживать приемлемые уровни биобезопасности — в период эпизоотии вовсе должны прекратить существование);

— необходимость полного запрета на проведение ярмарок и выставок, а также ограничения свободного перемещения животных и создания санитарных коридоров между регионами;

— необходимость быстроты и секретности планирования и проведения отчуждения животных в ЛПХ, в целях предупреждения вывоза и сокрытия животных;

— необходимость вовлечения в работу с населением не только просветительских, общественных и образовательных организаций, но и глав местных общин/сельских старост, глав религиозных конфессий региона, а также местной полиции.
 

Источник: agroxxi.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее