Нацпроект по сельскому хозяйству, может быть, и нужен, но неправильно назван

Фильтры

Регион

Новости

Нацпроект по сельскому хозяйству, может быть, и нужен, но неправильно назван

По предварительным данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи, подсобные хозяйства, которые занимают около 3% земель сельхозназначения, производят почти 60% всей агропродукции. В то же время крупные и средние хозяйства, производящие менее 40% продукции, занимают более 70% используемых земель. Среди последних можно выделить три главных типа – высокорентабельные эффективные зерновые хозяйства Юга России, Приволжья и Алтая, неэффективные зерновые хозяйства остальных регионов, а также крупные и средние животноводческие хозяйства.
В целом же российское сельское хозяйство развивается очень экстенсивно. Рост объема валовой добавленной стоимости сельского хозяйства устойчиво уменьшался с 5,5% в 2003 году до 1,1% в 2005-м и -1,6% в первой половине 2006 года (при общем росте ВВП 6,5%). Это связано с очень значительным сектором неэффективных хозяйств в нем. По данным МЭРТа, в апреле 2006 года более 63% всех хозяйств имели просроченную кредиторскую задолженность. Только 15 регионов можно считать действительно зернопроизводящими, при том что посевные площади под зерновые используются еще в 55 регионах, где урожайность не достигает даже 20 ц с га. Даже по российским меркам это неконкурентоспособный показатель.
В российском сельском хозяйстве в 2004 году было занято 10,3% от всего трудоспособного населения, а в 2005-м – 9,6%. Поскольку за этот же период количество посевных земель сократилось на 1,3 млн га, можно говорить о некотором повышении эффективности. Но чрезвычайно медленном. В исследовании Аналитического центра агропродовольственной экономики отмечается, что низкие темпы роста российского сельского хозяйства имеют несколько причин, наиболее существенные из которых – равное субсидирование убыточных и рентабельных хозяйств и беспроцентное кредитование мелких производителей.
Нацпроект "развития АПК", на финансирование которого в 2006 году направляется 20% всех федеральных расходов на агросектор, в этом контексте явно не соответствует своему названию. Он ориентирован на ускоренное развитие животноводства и стимулирование малых форм хозяйствования, в частности, личных подсобных хозяйств. Последнее осуществляется в основном за счет выдачи частникам кредитов и 100-процентного субсидирования ставки.
Между тем Институт экономики переходного периода в недавнем обзоре указывает, что одновременное субсидирование личных подсобных и животноводческих хозяйств создает избыточную конкуренцию в мясомолочном секторе, что приведет к падению доходов от сельскохозяйственной занятости. Таким образом, беспроцентное кредитование личных подсобных хозяйств является вовсе не мерой развития АПК, а скрытой формой социального пособия, отказ от которого в пользу стимулирования эффективного агропроизводства в ближайшее время российскими властями не планируется, делают вывод эксперты. Эффективные хозяйства и агропроизводства в любом случае остаются вне его рамок. А поддержка малоэффективных сдерживает конкурентное перераспределение рынков и собственности.

"Коммерсантъ"

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее