Мясоколбасная отрасль Украины на распутье

Фильтры

Регион

Новости

Мясоколбасная отрасль Украины на распутье

События последних месяцев в Украине шли по апокалипсическому сценарию: экономический кризис сначала дополнился политическим, а теперь еще и военным. Новости рынка колбасной продукции отошли далеко на задний план.

Но значит ли это, что они никому не интересны? Вовсе нет, ибо употреблять колбаску наши люди не перестанут ни при каких условиях, а уже закусывать — тем более.

Поэтому вопрос несколько о другом — как может измениться рынок и что можно ожидать производителям в ближайшей перспективе. И, во-вторых, какие факторы могут повлиять на привлекательность мясоколбасного рынка Украины для внешних инвесторов.

Динамика производства на протяжении последних лет была вялой: объем рынка практически не изменяется — 260–280 тыс. тонн в год. После падения 2009 года он находится в состоянии перманентной стагнации и так и не вышел на уровень 2008-го(318 тыс. тонн). Только после восстановления покупательской способности населения и соответствующего роста объемов, инвесторы смогут оценить перспективность колбасного рынка.

Острожный оптимизм вызывает развитие отечественной сырьевой базы. Количество производства мясной продукции в Украине за два прошедшие годы существенно выросли — так, производство свинины увеличились на 47%, говядины — на 12,6%, а производство птичьего мяса — на 10,2%. В связи со столь существенными темпами роста производства мясной продукции, в некоторых сегментах отечественного рынка наблюдается то, что предложение в несколько раз превышает спрос. Особенно такое превышение заметно в сегменте мяса птицы, что в свою очередь приводит к уменьшению стоимости продукции и поиску все новых потребителей в зарубежных странах. Так, всего за последний год экспорт мясной продукции Украины вырос на 13,5%.

Расширение сырьевой базы позитивно отразилось на мясоколбасной отрасли. Темпы роста производства колбасной продукции в среднем составили около 20–22% в течение года, хотя докризисные показатели еще не достигнуты. При этом, доля импортной продукции на отечественном рынке колбасы и колбасных изделий не выходит за рамки 1–2%. В роли основного импортера в данном случае выступает Белоруссия. Что касается качества отечественной колбасной и мясной продукции, то оно пока не полностью соответствует требованиям большинства покупателей, но аналитики надеются, что со временем оно достигнет нужного уровня. Таким образом, улучшение качество продукции превращается в один из приоритетов.

Помимо этого, для рынка мясоколбасных изделий очень характерна локальность. Региональные предпочтения по вкусовой гамме, местных традиций восприятия продукта, отношения к составам и прочее, очень важны. Для Украины локальность сочетается с высоким уровнем конкуренции, а для того чтобы быть интересными с финансовой точки зрения, нужен национальный уровень. Поэтому, в отличие от молочных продуктов, здесь до недавнего времени отсутствовали компании глобального масштаба.

Не менее важна и дистрибуция товара. Сегодня, чтобы качественно осуществлять продвижение мясоколбасной продукции в соответствии с европейскими требованиями и подходами необходимо применять принципы направленных продаж, правильно доносить информацию о товаре, обеспечивать постоянную обратную связь со всеми уровнями ритэйла и многое другое. Потребитель сегодня стал переборчив не только из-за кризиса, но изменились и предпочтения. Как следствие, изготовители готовы сдерживать свои цены за счет собственной прибыльности.

Так, например, директор управления маркетинга МФ «Фаворит Плюс» Михаил Фоломин говорит, что анализ рынка показал рост интереса потребителей к продукции в сервировочной нарезке: «Люди хотят получить более широкое представление о вкусовом диапазоне тех или иных сортов колбас, ветчинной или балыковой продукции разной ценовой категории. Но существует покупательский стереотип — „нарезка“ стоит дороже. Мы берем эти издержки на себя, ибо для нас важнее расширение рынка сбыта и удовлетворение запросов потребителя».

В целом, на мясоколбасном рынке Украины в последний год произошла серьезная перегруппировка: из 10 ведущих производителей половина нарастила объемы производства, в то время как вторая — снизила. Безусловным лидером рынка сегодня является мясная Фабрика «Фаворит Плюс» (Днепропетровск), сумевшая в 2013 году увеличить объем производства на 19,5 %, что позволило предприятию занять 11,3 % национального рынка. Предприятие на протяжении последних пяти лет целенаправленно вкладывало значительные средства в расширение и совершенствование производства, сертификацию своей продукции по европейским стандартам качества и безопасности.

Очевидно, тенденция к укрупнению, модернизации производства и повышения качества продукции будут определяющими в борьбе за лидерство и в будущем. Нынешний кризис породил много рисков, но также и создал новые возможности для участников рынка. Кто и как этим воспользуется, покажет время.

Источник: Агро Перспектива

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее