Латвия: скотский вопрос

Фильтры

Регион

Новости

Латвия: скотский вопрос

Благодаря вчерашнему разрешению Сейма на забой скота по канонам ислама и иудаизма несколько латвийских мясопереработчиков смогут начать масштабный экспорт продукции в страны Скандинавии и создать новые рабочие места.

Трехнедельное рассмотрение поправок к закону "О защите животных" в парламенте, ставшее в разгар кризиса едва ли не самым горячим вопросом повестки дня, завершилось. Не помешали ни трогательный пикет защитников животных с окровавленными плакатами, ни вопли оппозиции (и части коалиции) об открытом лоббировании и отсутствии у сторонников новой нормы души и сердца. Сейм изменил закон 45 голосами "за" при 40 "против" и двух воздержавшихся.
Все животные равны

До сих пор скот в Латвии можно было забивать, только предварительно оглушив: по версии законодателя, чтобы животное не мучилось. Принятые в срочном порядке поправки позволяют производить эту операцию в соответствии с мусульманскими и иудаистскими религиозными канонами. Авторы законопроекта — несколько правых депутатов — особо и не скрывали, что лоббируют интересы конкретных предприятий. Однако пользоваться благами теперь сможет каждый желающий предприниматель.

"Решение депутатов — подарок не только мне, но и всем отраслевым компаниям в Латвии: теперь открывается огромный рынок сбыта в странах Скандинавии и Западной Европе", — рассказал председатель правления екабпилсской мясоперерабатывающей компании Viesuļi Нормунд Тейцанс.

По его словам, предприятие находится на грани банкротства, и без поправок работу пришлось бы остановить через два месяца: "Потребление падает, на нас висят кредиты, сбывать товар некуда. А теперь в ближайшее время мы сможем начать экспорт мяса в Швецию. Примерно 50 тонн в месяц, потом, возможно, еще больше".

Сейчас в компании трудятся 150 сотрудников, вскоре будут наняты еще 30, и работа пойдет в две смены. Необходимые для ритуала два правоверных мусульманина уже найдены и будут постоянно проживать в городе. "Я уже 15 лет в бизнесе мясопереработки. У меня ни разу в жизни не было такого большого предложения по сбыту!" — радуется г-н Тейцанс.

Русские пельмени с исламской начинкой

"Мы очень долго пытались найти новые рынки сбыта в ЕС. В итоге вышли на шведскую компанию, которая занимается продукцией халяль: это, например, колбаса, замороженные бургеры и, конечно, пельмени. Предположительные объемы экспорта — около 200 тонн в месяц и выше", — рассказала Ольга Щербина, председатель правления компании Olan Sami, специализирующейся на производстве полуфабрикатов. Ее предприятие будет закупать "правильное" мясо у Viesuļi.

"В списке стран, где мы уже провели предварительные переговоры, — Швеция, Норвегия, Дания, Бельгия, Франция, Германия. На сегодняшний день мы работаем один-два дня в неделю в одну смену. При новом графике сможем работать круглосуточно и утроим число сотрудников примерно до 120 человек", — подчеркивает предпринимательница. Продукт будет предложен и местному покупателю, добавляет она.
Неправильный процесс прав человека

Русскоязычная оппозиция Сейма, программы которой декларируют защиту интересов нацменьшинств, вчера проголосовала против права мусульман и евреев на приготовление еды способом, которого требует их религия.

"Этот закон продлит мучения животного, обречет его на пытки! Это аморально, а аморальщины и так в нашем государстве достаточно. Тем более что закон был принят по заказу двух крупных бизнесменов. И они собираются продавать мясо в Швецию!", — объяснил решение фракции ЗаПЧЕЛ ее глава Яков Плинер. И добавил: "Экономику Латвии мучением животных не спасти!"
А поцеловать?!

Другому оппозиционеру — "Центру согласия" — не понравилась не суть закона, а процесс его принятия.

"Обычно законопроект приходит из Кабинета министров, передается в парламент, и слушания проходят в трех чтениях. Этот документ подготовили пять депутатов, он был принят в срочном порядке и без согласования с партнерами. Нас всегда обвиняют в том, что мы принимаем некачественные законы, вот мы и не поддержали этот", — заявил депутат Сейма Виталий Орлов, живущий в городе, где находится предприятие Viesuļi, спасшееся от банкротства.

"Его глава даже не потрудился ко мне прийти на прием и поговорить о проблеме. Зачем меня тогда спрашивать, почему я его не поддержал? Я хочу понимать, за что голосую. Мы против не самой сути нормы, а того, как ее продвигали: в интересах нескольких предприятий. А ведь закон принимается не под конкретные фирмы, а под систему", — пояснил г-н Орлов.
Депутаты нашли родное

Между тем Европарламент, который принимает по возможности гуманные решения, уже постановил, что право человека на религию выше прав животных.

"Этой весной Европарламент рассматривал доклад против жестокого обращении с животными. В итоговой резолюции был пункт: скот нужно приводить в бессознательное состояние перед забоем, однако исключением служат случаи, когда этого требует право на свободу религии", — рассказал советник по юридическим вопросам фракции Европарламента "Зеленые"/Европейский свободный альянс Алексей Димитров.

"Инцидент с этими поправками показал настоящий уровень компетентности латвийского парламента. С бюджетом и международным кредитом не было столько шума, сколько по вопросу о забое скота. Тут депутаты, действительно, были искренне заинтересованы процессом: у них и хутора есть, и скотина. Вот в этом они понимают", — резюмировал происшедшее г-н Димитров.

Справка
Рынок сбыта

16 миллионов мусульман постоянно проживают в странах ЕС-27. Мусульманское население Швеции составляет около 300 тыс. человек, в соседних Дании, Финляндии и Норвегии — примерно 270, 30 и 100 тыс. соответственно. Еврейское население ЕС оценивается примерно в 1,7 млн. человек, из них около 500 тыс. — во Франции, 300 тыс. — в Великобритании, 200 тыс. — в Германии, 90 тыс. — в Венгрии, по 45 тыс. — в Италии и Нидерландах, 40 тыс. — в Польше и около 20 тыс. — в Швеции.
Халяль и кошер

— каноны ислама и иудаизма соответственно, регламентирующие в том числе и происхождение мяса, которое разрешено употреблять верующим. Обе религиозные традиции прямо запрещают оглушать животное перед забоем, что исключает широко распространенное использование электрошока или других способов. Производить мясо для обеих групп может одно предприятие — в этой части различия между двумя традициями веры минимальны и сводятся главным образом к религиозной принадлежности забойщика и тексту молитвы, которую он произносит перед работой.

Источник: Бизнес & Балтия. Латвия

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее