Казахстан. Коровий мор в Актюбинской области

Фильтры

Регион

Новости

Казахстан. Коровий мор в Актюбинской области

В Актюбинской области который месяц идёт массовое заболевание крупного рогатого скота. Волна заражений докатилась до пригорода. В посёлке Новостепановка, что в 17 км от областного центра, беда не обошла ни одно подворье. Здесь есть факты падежа животных. Сельчане борются с болезнью парнокопытных своими силами: ветврачей, закреплённых за населёнными пунктами, теперь не имеется. По официальной версии, скот болен стоматитом, но люди лечат своих животных от ящура.

Массовое истощение скота в Актюбинской области началось ещё весной. Болезнь, о происхождении которой даже бывалые сельские жители не знают, кочует из посёлка в посёлок. У парнокопытных страдают нёбо и язык, облезая до самого мяса, из-за чего они не могут ничего есть, пока не умирают.

Остановить заболеваемость прививками не удалось. В пригородном посёлке Новостепановка, где проводилась массовая вакцинация, в июне переболел практически весь скот. Местные жители не знают, у кого просить помощи: в населённом пункте нет даже своего ветврача.

– У нас в Благодарном сельском округе 12 посёлков, среди них два крупных. Практически все жители держат скот. И при этом нет ни одного ветврача, хотя раньше в посёлке их было с десяток. Сейчас, говорят, нет финансирования. Ветврачи, которые раньше у нас работали, устроились в другие организации, и их не допросишься, особенно, когда идёт такое массовое заболевание. Они и не обязаны приходить на вызовы. А ведь раньше при сельсоветах три человека было: врач, фельдшер, санитар. Они в любой момент могли прийти и обработать скот, – рассказывает житель посёлка Амир Хаиров. – Я практически всю жизнь, сорок лет, занимаюсь скотом, а с такой болезнью первый раз столкнулся. В начале лета делали прививки против ящура. Из города приезжали. Вроде, как выяснилось, что прививки, которые делали, оказались негодные. «Сельсовет» же особо не беспокоится по этому поводу. Когда у меня корова заболела, я двое суток из сарая не выходил, и ни одного ветврача не допросишься. А уколы скотине должны специалисты делать. Сосед сделал свинье укол, и свинья сдохла.

Молоко заболевшего скота в посёлке не пьют, и даже скоту не дают. Лечат скотину своими силами, кто во что горазд. В двух случаях спасти животных не удалось. Говорят, что коровы пали от того, что после голодания им дали слишком много зерна и воды.

Пенсионеры Королёвы с бедой справились, сейчас их Красавушка пошла на поправку. От заражения их домашнюю скотину прививка не спасла.

– У людей уже болел скот. 21 июня у нашей коровы гной в глазах появился, потом «сопля» повисла, а потом – и слюни пошли. Мы поняли, что наша тоже заболела. Нашли в пузырьках дёготь, перчатки резиновые надевали и обрабатывали, сначала марганцовкой, потом им. Но ей становилось всё хуже и хуже. Совершенно ничего не ела. Делали «болтушку» из отрубей, воды и яиц и сами заливали. Нам говорили, что это стоматит. Но опытный ветврач сказал, что это ящур, и выписал антибиотики. После того, как стали колоть, корова пошла на поправку. Мы подозреваем, что вакцина нехорошая была: либо некачественная, либо передозировка, – делится Надежда Александровна Королёва.
В акимате Благодарного сельского округа не склонны подвергать сомнению диагноз, выставленный ветеринарами. Здесь считают, что самое страшное уже позади.

– Скот действительно заболел везикулярным стоматитом. Из территориального комитета приехали ветврачи, назначили лечение и оставили рекомендации. Раз ветврачи говорят стоматит, значит, это стоматит. В данное время напряжение снято. Своего ветеринарного врача у нас нет. И не только у нас, но и по всему Казахстану. Нет теперь такой штатной единицы, как раньше при каждом акимате. Вопрос о необходимости наличия такого специалиста на селе мы ставили. Не известно почему, несмотря на вакцинацию, скот заболел. Возможно, и вакцина такую реакцию дала, – высказал своё мнение заместитель акима Благодарного сельского округа Махамбет Джумакулов.

Три недели назад начал болеть скот и в Черноводске (Алгинский район, Актюбинская область), который тоже находится недалеко от областного центра. Местные жители утверждают, что есть факты падежа. «Я сколько лет в селе живу, такого не видела. Скот моментом истощается», – говорит местная жительница Ида Леонидова.

В отделе ветеринарии областной территориальной инспекции утверждают, что ситуация под контролем. Сам факт наличия заболевания ящуром в области отрицают. Якобы, нет подтверждённых данных, полученных лабораторным способом (исследования проводят в одном из посёлков Южно-Казахстанской, куда направляются отобранные материалы от заболевшего животного).

При этом приехавший весной из Астаны специалист департамента ветеринарии порекомендовал обнаруженный больной скот отправлять на убой. Причём даже тот КРС, который был просто в контакте с заболевшими парнокопытными. Обычно строгие карантинные меры проводятся только в случаях заболевания ящуром.

По поводу вакцины в этом ведомстве уверены, что сомневаться в ней не следует. Закупалась она Министерством сельского хозяйства. Производители – Россия и Франция. То, что проведённая вакцинация оказалась неэффективной, на местном уровне объясняют тем, что скот был ослабленным. Мол, в Уиле животных подкосили наводнения, в других районах тоже дожди, вот коровы и отощали.

Про нехватку ветеринарных врачей в инспекции знают. «Что делать? Средний возраст этих специалистов сейчас 45 лет. Молодёжь идти в ветеринары не желает»,- говорит представитель госоргана Жалгасбай Жолдыбаев.

Официальных данных, сколько скота было пущено на убой, журналисту в этом ведомстве не предоставили. Здесь говорят, что заболеваемость зафиксирована в Уильском, Мугалжарском и Алгинском районах (ранее в СМИ сообщалось, что ещё в Кобдинском и Мартукском районах). Сейчас захватило и пригород. Здесь убеждены, что ничего страшного в происходящем нет и здоровью людей ничто не грозит, так как болезнь не передаётся людям. Мясо рекомендуют термически обрабатывать и не пить молоко заболевшего скота. Только кто может дать гарантию, что молочное из «засветившихся» районов не пускают на продажу?

В посёлках и до этого-то многие из-за проблем с кормами и нерентабельности этого занятия отказывались держать скот. Теперь же после массового мора, подворным скотоводством не хотят заниматься и те, кто посвятил этому не один год. Судя по всему, область ждёт мясной и молочный кризис.

Между тем цены на мясо в Актобе по-прежнему не для малоимущих: меньше, чем за 700-1500 тенге кило «порядочной» говядины не купишь. То ли ещё будет?

Мегаполис

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее