Беларусь: Новые правила убоя свиней действуют уже меся

Фильтры

Регион

Новости

Беларусь: Новые правила убоя свиней действуют уже меся

Новые правила убоя свиней действуют уже месяц. Напомним, соответствующее постановление Минсельхозпрод принял еще 28 января. Потом из–за дефицита боен отложил до 1 мая («Свинья с накладными расходами», «Новые правила сильно озадачили крестьян» («СБ» за 16 и 21 февраля). Чиновники заверяли: все будет сделано как надо. Крестьяне не пострадают. Однако хозяева подворий не торопятся везти свой товар на рынок. Боен по–прежнему не хватает, а те, что есть, не всегда оборудованы должным образом. Ассортимент мясных рядов стал заметно скромнее. Проблема остро прозвучала на совместном заседании Палаты представителей и Совета Республики в минувшую пятницу. Депутаты от сельских избирательных округов высказывали мнение: решение о новых ветеринарно–санитарных правилах преждевременно. Нет соответствующей базы. Во многих районах к действию новых правил оказались попросту не готовы. Теперь Минсельхозпрод рассматривает возможность их корректировки.

На днях в брестский корпункт «СБ» позвонили из Барановичского района. Люди рассказывали: запрет на подворный убой обесценил их труды, выращивать свиней стало невыгодно. Наш корреспондент выехала в командировку.

...При встрече в поселке Жемчужный крестьяне высказывались наперебой:

— Сначала нужно было подготовить базу, а уже потом издавать постановление «под Европу».

— Свиньи перерастают. Что делать?

— На бойне райпо снимают кожу, а кому сало без шкурки нужно?

— В Ляховичах, Ганцевичах все более–менее организовано, и в Мостах, Берестовице, Зельве проблем нет. А у нас — непонятно что.

Предприниматель Мария Циханович показывает домашний «убойный цех», расположенный за сараем. Цементный пол, газовые баллоны, ванна, вода, лебедка...

— Чем плохо? Мы 20 лет скупали свиней у жителей деревень. Рассчитывались на месте. Потом в своем цехе свежевали и везли на рынок. Ветврач выдавал справку перед убоем. Потом клеймовал после убоя. На рынке проверяли. Никто не отравился нашим мясом.

— Мы, конечно, понимаем беспокойство ветеринаров за безопасность, чистоту, против заболеваний. Но в этом сложном деле не надо запретами облегчать себе жизнь. Это самое простое. Когда на базаре будет трудно купить мясо, то с ветеринаров какой спрос? — судачат сейчас люди.

Мария Циханович заключила с райпо договор на обслуживание, но скупать скот и везти на бойню не спешит. Говорит, что много волокиты и затрат:

— Мы, предприниматели, платили хозяевам за килограмм живого веса по 24 тысячи рублей. Теперь цена упала до 18 тысяч. Люди умоляют: заберите, поставьте нас в очередь! Свиньи перерастают, жиром заплывают. Но никто не берет. А в райпо не хотят люди обращаться. Райпо за свиней, которые больше 100 килограммов, платит совсем мало. Мол, 3–я категория — только на промпереработку.

У Зои Шарец свое подсобное хозяйство. Она рассказывает, что за год в состоянии вырастить 18 хрюшек:

— У нас трое детей и пятеро внуков. Свой дом. Строим дома детям. Мы сами зарабатываем, себя обеспечиваем. Теперь что? В хлеву 9 свиней. Продадим. Новых не купим, когда столько проблем с убоем. И за что жить, где искать работу?

По подсчетам поселковых фермеров, вырастить одну свинью обходится в 2 — 2,5 миллиона рублей. Поросят надо купить. Мешок комбикорма стоит 90 тысяч. Плюс картофель, зерно, вода. При том, что труды не считаются.

Стоимость убоя на бойне Барановичского райпо для частников — 3 тысячи за кило (для предпринимателей — 3,7 тысячи). Значит, за одну свинью нужно заплатить от 300 до 600 и более тысяч. Добавьте сюда расходы на доставку, хранение в холодильнике. Плюс стоимость торгового места на рынке. Уже не заработаешь...

— Не только мы страдаем, но и покупатель. При таком раскладе мясо получается несвежее. Плюс ко всему в Барановичах нет осмолки. После убоя снимается шкура. А сало без шкурки никто не берет, — говорит о проблемах Зоя Шарец.

Не знает, что делать с поголовьем и Виктория Радченко из деревни Полонка Барановичского района. У нее 5 свиней. А также 22 овцы, 18 индюков, 15 гусей, 25 семей пчел. Вот это хозяйка! Таких нужно на руках носить, а не загонять в тупик!

Денис Сергей из деревни Стайки тоже в замешательстве:

— У меня зарплата в хозяйстве 2,1 миллиона. Трое детей. Двое учатся в Минске, один — «платник». Выручало подсобное хозяйство. Сейчас еще есть 7 свиней. Но что будет дальше, не знаю. Даже если в Барановичах создадут нормальный убойный цех, очень много хлопот. Отвезти за 22 километра, отстоять в очереди, быстро продать...

Однако, минуточку. Помнится, главный ветеринарный врач Брестского облсельхозпрода Виктор Карпович говорил мне еще зимой: в поселке Жемчужный ипэшники построили скотоубойный пункт. И где же он?

Хозяйки смеются. Рассказывают, что бойня никакая не ипэшная, принадлежит предпринимателю Сергею Вишневскому. Построил для своего бизнеса в деревне Новая Мышь. А теперь его торопят, намекают, что придется обслуживать всю округу. Пока там нет убоя.

Я дозвонилась Сергею Вишневскому:

— Да, действительно строил убойный пункт для своих нужд. Теперь исправляю замечания, сделанные комиссией, чтобы аттестовать и обслуживать население. Думаю, в июне запущу.

Возможно, предприниматель решит проблему фермеров–земляков. Но пока они дружно твердят, что нужно отказываться от выращивания свиней для продажи. По их словам, при нынешней ситуации это нелегкое и дорогое занятие не имеет смысла.

Сегодня в стране функционируют 147 цехов убоя животных, 83 из которых — в потребительской кооперации. Цифры прозвучали на недавнем совещании в Совмине, где обсуждался вопрос реализации постановления Минсельхозпрода. Премьер–министр поставил задачу: в каждом агрогородке должен быть убойный цех.

Это, наверное, самый разумный выход из сложившейся ситуации. Задний ход уже не включишь. Значит, надо работать, исправлять ситуацию...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Нестерук, председатель Брестского облпотребсоюза:

— У потребкооперации Брестской области 16 убойных пунктов. Люди привозят свиней на убой. В Барановичах же, где сегодня нет очереди на бойне, в период с 1 по 28 мая ни один человек не обратился по этому вопросу. Заключено всего 4 договора с индивидуальными предпринимателями. Претензия — нет участка осмолки. Организовать осмолку в цехе, который находится в центре города и сертифицируется по системе менеджмента качества, нецелесообразно. Так вопрос ставят ветеринарные службы. Чтобы туша оставалась с кожей, мы покупаем в Барановичи оборудование для ошпарки. Ставим такое же в Кобрине. В Жабинке, Каменце, Малорите есть для ошпарки площадки.

Источник: sb.by

Также в разделе

Комментарии (0)

Старт активных продаж

Подключайтесь к базе
Подробнее